Манифест о восприятии непонятного искусства

Как воспринять современное искусство

Опиши словами любовь.

Что это? Сможешь ли ты подобрать достаточно точные формулировки, чтобы человек никогда не испытывавший любви понял что это. Опиши радость или счастье. Детально, подробно, в нюансах. Опиши зависть.

Да, можно описать техническую сторону: радость — это когда хорошо и приятно на душе.

Что такое приятно?

Как описать «хорошо»?
А «на душе» это где?

Эти вопросы лежат в плоскости фундаментальных неделимых понятий, которые мы с детства принимаем как некий когнитивный оттиск, которым мы оперируем всю жизнь не придавая должного значения этим отчасти божественным понятиям.

Давай представим, что ты рождаешься и впервые видишь мир. Можешь ли ты его описать? Можешь ли ты отличить живое от неживого? Увидишь ли ты разницу между оттенками одного цвета? Знаешь ли с рождения, что такое мораль, религия, смыслы, формы?

 

И вот ты выростаешь и внезапно впервые слышишь музыку без нот, видишь картину без образов, смотришь фильм без сюжета или спектакль без диалогов и ощущаешь свою младенческую беспомощность.

Многое ли понимает новорожденный из сказанных ему слов? Возможно он не понимает совершенно ничего. Со временем пропуская через себя мир младенец научается отделять из множества внешних раздражителей голос матери, после — интонации и только спустя значительное время понимать смысл.

 

Так и экспериментальное искусство — это новый мир в котором человек теряется. Не ориентируется.

Требуется время и некоторое усилие, чтобы научиться слышать голос искусства, интонации и уже потом понимать смысл.

 

Когда-то давно, мне тоже пришлось испытать эту беспомощность. Я наивно подходил к анализу абстрактного с прагматичной, книжной стороны, ставил перед собой конкретные вопросы «по существу» на которые очевидно можно было ответить только абстрагировавшись от ортодоксальных установок.

 

Любой человек старается разобраться в том, что он видит и слышит используя свой прошлый опыт и в ситуации, когда нужно вербализировать невербализируемое, терпит фиаско. Такую же неудачу сулят любые попытки описать любовь, гнев, радость, горе и эйфорию используя механические слова.

 

Только пережив эмоции и ощущения можно понять о чем речь и научиться эмпатии. И чувствовать искусство.

Мой личный путь к открытию восприятия лежал через скуку.

 

Я не понимал совершенно ничего кроме каких-то обрывков образов, апеллирующих к архетипам.

 

Теряя фокус внимания я отдалялся от происходящего на сцене и единственной удерживающей связь со сценой пуповиной были формы. И формы были абстрактными.

 

Я смотрел как бы сквозь эти абстракции, а мои мысли уходили в какое-то своё русло.

 

Это был гипнотический транс.

 

Внезапно я понял всё! Вынырнул на поверхность и вдохнул полной грудью.

 

Чтобы влиться в общую с автором среду существования нужно перестать анализировать и вести внутренний диалог, перестать цепляться за детали. Нужно убрать бесполезную анализирующую всё подряд прослойку сознания, устроить внутри головы идеальную тишину и чистоту и тогда подсознание как на проекторе будет высвечивать смыслы.

 

Любые осознанные интерпретации становятся в лучшем случае любопытной версией, но трансляция напрямую в бессознательное подарит самый незабываемый опыт от восприятия нового.

Я ПРИЗЫВАЮ

научиться отключать сознание, интерпретационный механизм;

очистить разум;

забыть предыдущий опыт;

постичь опыт восприятия не разумом, а подсознанием, органами чувств.

Тогда можно смотреть спектакль с закрытыми глазами, слушать музыкальное произведение из тишины инструментов оркестровой ямы, удивляться новым открытиям в простых концептуальных произведениях.

 

Абстрактные художественные образы в каждом созерцателе складывают собственные индивидуальные смыслы, образуя отклик.

Я ПРИЗЫВАЮ НЕ ДУМАТЬ!

В чём ключевая мысль этого манифеста?


 

Чтобы вслушаться, всмотреться, разглядеть что-то под верхним слоем требуется отказаться от интерпретации того, что вызывает отторжение в силу своей непонятности. Это будет сбивать с толку.
 Плавное медитативное погружение в эту среду до состояния комфорта позволит научиться различать отдельные звуки, после интонации этих звуков. Далее подсознание само будет формировать эмоции, наделять происходящее смыслом и значением.

 Этот смысл не будет транслирован автором, а сформируется из личного опыта акцептора-созерцателя. Таким образом созерцатель участвует в завершении творческой работы и ставит некую условную точку.

 

Да, можно попытаться подойти к вопросу классическим путём с привычным набором инструментов и попробовать деконструировать объект искусства, но. не стоит забывать, что это искусство абстрактное и запросто получится так, что инструменты для разборки произведения не той системы, не годятся или работают не так, как должны. Если же говорить про совсем авангард-авангард, который на самом острие, то инструментов для его разбора вообще ещё не изобретено. Как это анализировать не понятно, а любые измерения объекта привычными шкалами дают странные показания.

 

Поэтому я считаю, что для восприятия этого вида творчества необходимо построить в мозгу недостающие нейронные связи и переписать часть старых нейронных связей, через формирование подсознательной понятийной системы, сходной по своим задачам с формированием навыка понимать иностранную речь не переводя слова на родной язык.

 

Ничего тут удивительного или уникального нет. Точно так же людей учат что такое красиво, что не красиво, что такое пропорция, благозвучность и прочие фундоментальные базовые понятия, которые на самом деле весьма относительны и порой вообще условны и приняты в качестве константы из соображений удобства.