Лаборатория экспериментальногого искусства «Звук Вологды» 2023

Музыка

Композиция издана от имени terevinf. на лэйбле VologodskySound с каталожным номером 62

terevinf. — это любопытный музыкальный проект Ильи Черткова, созданный для различных коллабораций с музыкантами из разных мест

В эксклюзивное издание на BandCamp вошёл бонусный трек с репетиции перед выступлением-презентацией работы по звуку которого можно примерно представить себе атмосферу живого исполнения

Альбом на цифровых площадках


О

1 сентября 2023 года команда экспериментальных музыкантов из разных уголков страны собралась в Вологде для создания уникальной композиции по графической партитуре на основе вологодского кружева. 3 сентября они представили живое выступление для широкого круга слушателей.

Участники: Анатолий Рип (Вологда), Илья Чертков (Владимир), Вадим Борисов (Санкт-Петербург), Алексей Пивень (Череповец/СПб) и Леонид Филиппов (Сочи).

Первого сентября музыканты встретились в Вологде, обсудили планы работы, и уже 2-го числа прошли по открытым и закрытым локациям при поддержке администрации города. В ходе работы были собраны уникальные звуки из которых была собрана композиция, которую представили в креативном пространстве «Салют, молодежь!» 3-го сентября.

На творческой встрече музыканты подробно рассказали о том, из чего состоит музыка, какие авангардные техники использовались и что послужило им вдохновением.

Все желающие смогли не только послушать уникальное музыкальное произведение от активных экспериментальных творцов страны, но и задать вопросы, больше узнать о музыкальном авангарде (современном и не очень).


Как было придумано

Анатолий Рип

Несколько лет я носился с идеей проекта “Звук <тут название места/локации/пространства>”

Суть была до одурения проста и не менее притягательна для реализации. Собираешь в ограниченном заранее условленном месте разные звуки, а потом по заранее написанным миди нотам проигрываешь эти сэмплы с обработкой эффектами налету. Например выбирается здание. Снимаются импульсы реверберации, набирается по списку банк сэмплов. Дальше дело техники. Непосредственно перформативная часть проходит в этом же самом месте.

«Звук <название_места>»

один из методов работы в моём глобальном проекте «ЭВЗЛ» (Электромагнетизм Воображаемых Звуковых Ландшафтов) в котором я разрабатываю не только свои способы создания безнотной музыки и концептуального медиа-арта, но и пытаюсь осмыслить идейную часть и сформулировать её для себя.

Пример исследования и высказывания — концептуалистический фильм-перформанс «Тревожащая аудиокассета» из серии «Электромагнетизм воображаемых звуковых ландшафтов» — это первая моя попытка художественного исследования потусторонних медиамиров. В этой работе я испытываю различные техники и объясняю суть внутренних процессов.

Анатолий Рип

Этой весной (2023 год) Илья Чертков пытался собрать у себя на родине во Владимире некоторое количество экспериментальщиков для большой коллаборации. Он долго вынашивал планы воплотить свои музыкальные идеи в области работы с графической партитурой. Мероприятия срывались. Руки опускались. И так уж сложилось, что именно в разгар этого лета при помощи креативного мэра Вологды Марии Степановой и поддержке муниципалитета я смог получить карт бланш на проведение творческой лаборатории экспериментальной музыки и тут же предложил Илье реализовать его ранее несостоявшийся проект совместными усилиями. Название уже было придумано, как можно понять из моего вступительного слова. Так “Звук Вологды” пошёл в разработку.

Истории участников

Илья Чертков

Я пересмотрел около двухсот примеров работ вологодских кружевниц и нашёл одно изображение, которое с первого взгляда показалось мне уже готовой музыкальной партитурой — «Птица счастья» за авторством Г. Н. Мамровской (2004 г.). Мы с Анатолием немного поспорили на эту тему, но в итоге пришли к согласию. Более того, его супруга Наталья уже много лет занимается кружевом сама, и благодаря ей удалось «разобрать» логику плетения этой работы, что помогло определиться нам с реальными началом и концом музыкального произведения и разбить его на три смысловые части — вступление, основную часть и завершение.

Читать далее…


Вадим Борисов

Некоторое время назад мой товарищ Илья Чертков предложил поучаствовать в проекте создания полотна из звуков городской среды в Вологде.
Меня всегда манила перспектива посмотреть на тамошних черноглазых в домах за резными палисадами.
А тут еще и музыка 🤘🏿
В общем, я согласился.
Подготовка заняла около трех месяцев, обрастая доселе фантастическими для моего панковского бэкграунда деталями типа поддержки администрации города, чтения партитур и прочих неожиданных штук.

Читать далее…


Алексей Пивень

Меньше чем за месяц переслушал практически все работы Гаврилина, некоторые из них в разных исполнениях («Перезвоны», «Военные письма«) и остался под очень сильным впечатлением от услышанного. Настолько, что купил книгу составленную из записей разных лет, сделанных Валерием Александровичем «О МУЗЫКЕ И НЕ ТОЛЬКО« и прочитал ее залпом за пару дней. Он хирургически точно подбирал не только ноты для своих произведений, но и слова для своих заметок на полях. Многое от него я перенес в свои заметки и над некоторыми мыслями не перестаю думать до сих пор, в частности, он не сильно жаловал авангардистов и давал им достаточно хлесткие определения и характеристики.

Читать далее…


Леонид Филиппов

Впятером пройдя по знаковым местам Вологды, мы записали ее звуки, подготовили их и создали из этого материала экспериментальный авангардный перфоманс.
Безумно интересный опыт, крутые люди рядом, хорошая погода, поддержка администрации, видео-сопровождение, уютный маленький город — все это позволило нам максимально отвлечся от внешнего мира и погрузиться в атмосферу звуков города, звона колокольчиков, вологодского пения, журчания речки, ритмичного стука и монотонного шума заводских станков.

Читать далее…



Процесс

Лучше всяких слов будет страничка проекта Вконтакте


Буклет

Скачать буклет в PDF


Карта звуков

На карте представлены зоны, точки и примерный маршрут охоты за звуками.

Зона поиска отличается от точки притяжения своими конкретными очерченными контурами. Это большой разнородный объект, впечатление о котором можно составить лишь досконально изучив бо́льшую часть территории.

Точку притяжения можно наблюдать из одного места, даже не приближаясь, при этом составляя полноценное впечатление об объекте. Маршрут у нас выбран один и, в отличие от перечисленных ранее мест, подразумевает длительную пешую прогулку по заранее определённым улицам, не углубляясь в стороны.


Банк звуков

Все материалы можно свободно использовать на своё усмотрение с упоминанием источника.

Скачать звуки


О сборе материала


Видеоарт


Пресса

1) Музыку Вологды создаст творческая лаборатория

2) Музыканты запишут, как звучит вологодское кружево

3) Звуки Вологды станут основой авангардной композиции

4) Партитуру экспериментальных звуков Вологды передадут областному Музею кружева

5) Музыканты из разных уголков страны соберутся в Вологде и покажут, как звучит кружево

6) Вологодскому Музею кружева передадут партитуру экспериментальных звуков Вологды

7) В Вологде музыканты составили партитуру из звуков города

8) Пятеро музыкантов из разных городов России записали «Звук Вологды»

9) Радио спутник. Главные темы часа

10) Экспериментальные музыканты впервые создадут музыку Вологды

11) «Звук Вологды» записали музыканты из разных городов страны

12) В Вологде записали звуки знаковых мест: от колокола до строящегося моста