Логосфония

Презентация для лекции на фестивале «ТОРФ»


Написание песен, как альтернатива сонграйтингу. Авторский взгляд на сочинения.


Что такое логосфония?

Ло́гос — понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Фония — греческое слово, указывающее на связь со звуком. Такой вот родился наукообразный термин для объяснения околомузыкальных исследований, которыми я увлечён последние несколько лет.

Для чего это нужно. Творить интуитивно — это как будто проявлять ту частичку божественной искры, которая электризует и формирует мысли и идеи. Творить интуитивно — беседовать со вселенной в себе и вне себя. Но когда из поля интуитивного пытаешься перебраться в поле объяснимого, понимаешь, что существует прочнейшая связь между психологией, философией, религией, технологией, наукой, метафизикой и творческими проявлениями. Эта связь поддаётся изучению и пониманию. Как теологи трактуют священные манускрипты, как историки верно предсказывают будущее, внимательно изучая наше прошлое, так и логосфония призвана пробудить среди интуитивного рациональное, подсказать, куда из множества путей нужно двигаться, объяснить само устройство волшебства создания произведения и системы передачи этого произведения реципиенту.

Я приготовил лекцию об осознанности и осознании себя в мире творчества. Будем разбираться, где источник творческого в человеке, в какое русло поворачивает исток музыкальной культуры, почему бизнес модель проглотила творцов и как «умные» алгоритмы подборки на стримингах изменили подход к написанию песен. Расскажу почему я различаю написание песен и сонграйтинг, почему самобытное творчество неподвластно наступлению нейросетевых композиторов, а также поведаю о разных новых интересных экспериментах по сочинению и изданию песен, которые проводили известные музыканты.

Песня

Песня — это музыкальное произведение состоящее из слов и мелодии. Песня может быть исполнена без аккомпанемента(акапелла), но при этом один аккомпанемент без слов песней быть не может — это просто музыка.

Мы, как авторы, обладаем сверхспособностью слышать и видеть то, чего не существует. И нам также дарованы возможности созидания из ничего.

Методы сочинения

Синтетический 

Формализм. В том числе с использованием нейросети. Автор синтезирует произведение используя схемы, алгоритмы, референсы. Автор старается соблюсти конкретную форму, мимикрирует под произведение уже существующее.

Полусинтетический

Это метод авторов с хорошей ремесленной базой. Выполнение заказов с чётким ТЗ. Коммерческая музыка. Автор может создавать много и хорошо в устоявшихся формах при этом не повторяясь, проявляя изобретательность в плане содержания.

Искра

Потребуется объяснение концепции искры. Осознанный и подсознательный метод. Мышление вне жанровых ограничений, умение обходить формальности, создание новых смыслов.

Искра?

Искру достаточно высечь, а дальше она разжигает пламя. Идею достаточно выпустить в мир и она будет жить

Предыстория

Фильм-интервью с участием Джона Фрушанте с названием «The heart is a drum machine» вышел в июле 2008 года.

Я был потрясён тем, как Джон смотрит на творчество в целом, но больше всего мне запал в память эпизод, в котором идёт речь об электрической составляющей музыки. Нервная система человека функционирует с помощью электрических импульсов, то же самое происходит в электрогитарах и усилителях звука.


Где, у кого и когда Фрушанте взял эту идея я не знаю, да это было не важно. Важнее всего было разобраться в этом феномене, который возник совсем недавно, буквально несколько десятилетий назад. Речь о цифровизации, об оцифровке аналогового звука и об обратном процессе.

Я много размышлял об этом под разными углами, пытался соотнести все этапы путешествия идеи от импульса до импульса, так в конце 2010х родилась окончательная концепция «Искры», которая стала отправной точкой в понятийной системе моего творчества.

Почему тогда мне было важно разобраться в этом целиком я не знаю. Возможно это простое любопытство. Я начал использовать концепцию «Искры» в качестве ключевого элемента комплексного подхода к творчеству, который называется «Электромагнетизм воображаемых звуковых ландшафтов»(ЭВЗЛ).

Например идея «Искры» служит переходом из мира реального, в котором автор создаёт художественное полотно в технике автописьма в зеркальном «стакане» площадью в 1 квадратный метр, в мир потусторонний, где воплощением картины становится хореографический автоматический перфоманс в кромешной темноте. Я говорю о фильме «Тревожащая аудиокассета», который был выпущен весной 2022 года, а спустя 14 лет с выхода того самого интервью Джона Фрушанте, так же в июле 2022 года премьера фильма была совмещена с моей лекцией об “Искре” на камерном фестивале современного арта «С.А.М.О.»

Спустя год снова в июле на канале «Нескучный саунд» выходит видео Александра Зилкова под названием «Звукозапись без пафоса [Что нужно для начала]» в котором он оперирует теми же идеями для иллюстрации прикладных задач в звукозаписи. 

Действительно, на практике можно применять такой подход не только для осмысления художественных решений, но и для организации материально-технической базы для работы. То, что другие творческие деятели поднимают подобные темы не только в философском, но и прикладном ключе, однозначно указывает на необходимость полной системы взглядов и понятий для поглощённых творчеством людей.

Человек

Человек — генератор (донор), транслятор, ретранслятор и приёмник (акцептор).

Главной здесь является Искра, далее индивидуальное оформление Искры донором, техническая передача, интерпретация и формирование новых нейронных связей у реципиента (акцептора).

Теория

Мы считаем, что окружающий мир состоит из атомов, молекул, клеток. 

Но мы не знаем из чего состоит мир воображаемый. Мы не знаем как выглядит внутренний глаз художника, что из себя представляет внутренний режиссёр драматурга и никто никогда не видел внутреннего уха композитора. Что составляет сверхспособность  рассмотреть идею в простом обыденном объекте. Каково это — видеть и слышать то, чего никогда не было и нет, уметь принести в реальный мир новое, материализовать фантазию?

Я попытаюсь максимально упростить:

Карл Густав Юнг описал структуру сознания человека, а так же обозначил откуда происходит само воображение и его плоды. Мозг, обслуживающий сознание построен на принципах передачи множества мелких сигналов путём протекания через синапсы электрических разрядов, которые называются волнами. И отсюда мы получаем самый первый электрический импульс — ту самую искру, о которой говорят творцы беседующие с богом.

Отдельной категорией от атомов, молекул и клеток стоят электрические и магнитные поля, которые создаются электрическими зарядами, обладают энергией и характерны влиянием на другие заряды. Изменяющееся электрическое поле порождает магнитное, а изменяющееся магнитное — электрическое. Это взаимопорождение, которое принято называть электромагнитной индукцией, делает возможным отрыв полей от зарядов, вследствие чего они начинают колеблясь, перемещаться в пространстве. В результате мы имеем электромагнитную волну.

Суп из бессознательного и сознательного порождает ту самую электрическую искру идеи. Нервная система передаёт электрические импульсы органам и членам тела, тем самым давая нам способность применить физическое воздействие на музыкальный инструмент. В нашем случае это — струна.

Электрический заряд покидает наше тело в виде физической работы направленной на струну. Та в свою очередь начинает колебаться с определённой частотой получая признаки волны. Это колебание — физическое движение металла происходит внутри электромагнитного поля звукоснимателя в котором содержится как магнит, так и электрический ток в катушке проводов, благодаря чему удаётся вибрацию струны передать в инструментальный кабель уже в виде электрического импульса.

Первичная искра пережила трансформацию и вернулась в изначальное состояние — ток.

Далее сигнал следует в цепь эффектов, где проходит различные трансформации не меняя своей природы. Мы искажаем первоначальную волну, придаём ей изменённую форму, обогащаем её и отправляем в ламповый гитарный усилитель. Здесь сигнал обретает силу, мощь, окрашивается гармониками и попадает на вход гитарного кабинета, где многократно усиленный сигнал подаётся на вход динамика.

Электродинамический громкоговоритель — прибор преобразующий электрический сигнал в звуковой через перемещение катушки с током в магнитном поле постоянного магнита с последующим преобразованием полученных механических колебаний в колебания окружающего воздуха при помощи диффузора.

Иными словами мы снова имеем дело с током электричества в поле постоянного магнита. Природа исходной искры в очередной раз изменяется. Диффузор преобразует сигнал в звуковую волну — то есть движение молекул в атмосфере, которое человек в состоянии услышать и проанализировать. 

Идея вырывается в осязаемый человеком мир, благодаря чему я могу закольцевать процесс и получить её обратно в виде аудиоинформации. Теперь можно сказать, что звук покинул тело. Но мы идём дальше.

Поскольку мне необходимо записать полученный звук в виде аудиофайла, мне нужен микрофон — прибор преобразующий акустические колебания в электрический сигнал. Искра снова претерпевает метаморфозы и покидает обычный физический мир, попадая в мир электромагнетический. Микрофон по сути работает как динамик, только в обратную сторону. Полученный электрический сигнал я посылаю на вход аудиоинтерфейса и тут он полностью теряет свою аналоговую природу и связь с физическим миром, переходя в виртуальное состояние.

Сложные алгоритмы программы звукозаписи получают информацию от аналого-цифрового преобразователя и детально описывают искру. Благодаря этому становится возможным вмешательство не только в структуру звука, но и в его природу и в его суть. Становится возможным исказить и сформировать практически любой тембр из исходного сэмпла. Хотя это и не совсем правда, но можно сказать, что искра покинула физический мир и стала виртуальной. Но мы идём дальше!

Пройдя полный технологический процесс создания композиции искра становится полноценным произведением и готово к публикации на цифровых площадках. Искра по прежнему находится в сугубо виртуальном состоянии и без специальных алгоритмов человек не в состоянии её пощупать. Композиция распространяется по миру по проводам и в виде электромагнитных импульсов, но уже в цифровом виде, в виде нолей и единиц. Из электронов Искра переходит в форму фотонов в оптоволокне, будто бы имея двойную природу и в очередной раз переживая необратимую метаморфозу. Попадая в виде пакетов данных с сотовой вышки на устройство воспроизведения, например на смартфон, ноли и единицы отправляются на цифро-аналоговый преобразователь. Искра снова становится частью физического мира. Перерождается индивидуально по прихоти обладателя смартфона и подписки на стриминговом сервисе.

Дальше искра попадает в ваши наушники или на колонку, где уже знакомый нам громкоговоритель отправляет её в окружающую атмосферу волновых колебаний.

Природа искры снова изменилась.

Колебания воздуха попадают в ухо, где пульсация звука транслируется из состояния звуковой волны в электрический сигнал мозга, а далее попадает в сознание и подсознательное, растворяясь в бессознательном.

Полный цикл завершён. Порождение моего сознания пережило множество метаморфоз и наконец проникло в ваше сознание. Цепь замкнулась.

В вашем мозгу появились новые нейронные связи, которые я только что прописал.

Сонграйтинг или написание песен?

Результат сонграйтинга — товар, то есть результат труда созданный с целью продажи.

Написание песен — творческий процесс не ставящий перед собой задачи продавать.

Если мы говорим о сонграйтинге, то тут требуется комплексный подход:

Анализ рынка(реакции аудитории), маркетинг, реклама, учёт показателей(охваты, прослушивания, лайки).
Монетизация через донаты, стриминги, фансервис, мерч и тд.
Как следствие это создание музыки под потребителя, учёт работы алгоритмов.

Система товар-деньги-товар приводит к кризису перепроизводства и высокой конкуренции. Создатели музыки беднеют, платформы обогащаются.

Кризис перепроизводства выражается в переизбытке средств написания музыки на рынке. Производители и разработчики начинают продавать не музыкальные инструменты, а образ жизни творческого креативного яркого человека. Это рекламный трюк для расширения рынка сбыта. В сферу музыки заманивают красивой картинкой, забывая о главном в творчестве. Как следствие люди производят музыкальные произведения уже в каких-то космических масштабах. Перепроизводство.

Рыночек

Для иллюстрации своих размышлений о состоянии рынка я приведу два реальных проверяемых примера.

Первый — монетизация Ютуба, которую отключили всем маленьким каналам. Контента стало слишком много, платить требовалось всем. Платить всем оказалось в какой-то момент не рационально. Как следствие растущие каналы оставались без выплат. Кто-то переходил на интеграции и нативную рекламу, что изменило мир видеоблогинга навсегда. Обращаю внимание — платформа в одностороннем порядке поменяла условия игры и перестала платить небольшим каналам, но не перестала зарабатывать на этих каналах.

Второй — авторские отчисления на примере Спотифая. В целом в мире ежедневно загружается на разные платформы  около 100 000 треков. Спотифай рапортует о приблизительной цифре в 60 000. Каждую секунду по песне. Кто это будет слушать и как в таком океане быть услышанным? Поскольку количество песен растёт, а аудитория конечна и количество денег у аудитории конечное, то стоимость одного прослушивания падает пропорционально количеству музыки. На графике это образует букву Х, что намекает нам на то, что получает в итоге автор. Объём выплат авторам падает, объём выплат глобальным игрокам в виде медиагигантов типа Ворнер, Юнивёрсал  и тд наоборот растёт. Их проценты больше, но самое главное — они владеют долями на этих самых стриминговых сервисах. Слушатель по прежнему платит деньги, которые остаются у глобальных игроков, а автору достаются жалкие крошки.

Здесь авторы в попытке выдержать гонку товар-деньги-товар начинают подлую игру, создавая музыкальные произведения под алгоритмы выдачи и под паттерн среднего прослушивания. Задача удержать случайного слушателя выдав бэнгер в первые 10 секунд. Вся эта система искусственным образом меняет лицо поп музыки.

Скорее всего стриминговые площадки прекратят выплачивать авторские отчисления до определённого количества прослушиваний, задирая планку вхождения на монетизацию по мере необходимости. Всё больше авторов прибегает к использованию нейросетей, что подстегнёт количество загрузо и усилит конкуренцию.

Рик Рубин и эксперимент

Как завещал нам великий бородач Рик Рубин — писать нужно для себя. Не для лэйбла, не для аудитории и уж тем более не для алгоритмов. В США был проведён любопытный эксперимент. 

We tested Rick Rubin’s Process on 75 Bedroom Producers (here’s what happened)

Ещё один эксперимент

The Spotify Experiment: Self-Release vs. Record Label

Оба эксперимента показывают, что тенденции работы лэйблов и порядок публикации с доступной аудиторией также будут диктовать свои особенности песен.

Знать и уметь

Язык — умение выражать свои мысли. Формируется чтением и говорением

Муз навыки — минимум один инструмент

Простейшие инструменты и методы

Koala Sampler, Garage Band + миди контроллер.

Методы: от слова, от музыки, референс, автописьмо, от Искры.

Опыт Оши: взял гитару и начал ставить пальцы наугад — научился играть и написал песни.

Последовательность производства музыки ведёт к авторскому стилю.
Автор, который выбрал свой личный путь стал самобытным.
Повторяя за другими можно стать лучше, чем был, но не лучше лучших — только самобытность сделает лучше.

Умение писать аранжировки в голове

Написание музыки детерминировано жанром, стилем и музыкальным наследием. Из этой системы невозможно вырваться (кроме как уйдя в авангард). Автор пишет так, как ему диктует инструмент, прибор, грувбокс или ПО. Поэтому очень важно научиться слышать в голове как свою музыку, так и чужую. Музыка должна воспроизводиться близко к реалистичному звучанию. Навык нужно тренировать.

Так же важно качать язык, расширять инструментарий для развития новых нейронных связей заточенных на творчество.

Выводы

Писать для себя

Главное в песне — идея, высказывание

Чёткое понимание цели создания произведения

Важно понять к кому ты обращаешься и зачем

Лучший способ написания песен — быть честным самим с собой и не обманывать слушателя. Нужно быть искренним с аудиторией. Нужно быть целостной личностью. Не притворяться и не юлить. Не сглаживать углы и не бояться непонимания и критики. Развиваться интеллектуально и духовно, чтобы полноценно говорить с людьми.